Когда она улыбается, трудно поверить, что эта девочка – настоящий боец. Анастасия Барышникова 11 лет занимается тхеквондо. Она неоднократная чемпионка России в своей весовой категории, чемпионка Европы 2010 года, бронзовая призерка чемпионата мира в 2009 и 2011 годах, серебряный призер кубков Европы и мира в командном зачете. Недавно Настя – одной из первых – получила лицензию на участие в олимпиаде 2012 года в Лондоне.
Шаг за шагом
– Что значит для вас эта олимпийская лицензия?
– Для меня это огромная радость – мои труды приносят результат. Отбор на олимпийские игры показал, что мы с тренером движемся в правильном направлении, шаг за шагом идем к своей цели.
– Это будут для вас первые олимпийские игры?
– Да. До этого я принимала участие в чемпионатах Европы и мира. Тхеквондо не так давно вошло в число олимпийских видов спорта, в 2000 году наша спортсменка из Иркутска на олимпийских играх завоевала серебро, после нее медалей у россиян не было, а в 2008 году даже никто не был отобран на олимпиаду из сборной России. А перед олимпиадой в Лондоне будет еще чемпионат Европы, в котором мне предстоит участвовать, чтобы набирать рейтинг.
– Каких соперников больше боитесь?
– Конечно, азиатов, они сильны в восточных единоборствах, всегда завоевывают первые общекомандные места. В каждом весе есть лидеры, в моем весе не первый раз чемпионкой мира становится француженка Gwladys Epangue – очень опытная спортсменка. Она одна из основных моих соперниц.
– Вы с ней уже встречались в бою?
– Да и, к сожалению, пока проигрывала. Мы с ней бились как раз за выход в финал, когда был отбор на олимпиаду. Я ей проиграла со счетом 3:1, правда, это минимальный отрыв и для меня – уже хорошо. Еще немного стараний и я выиграю. (Смеется.)
– Кто вас тренирует?
– Михаил Игоревич Пузиков – тренер высшей категории, мы с ним работаем уже лет 11.
– В каком возрасте вы начали заниматься тхеквондо?
– В десять лет, до этого я занималась художественной гимнастикой, но все время искала себя в спорте и, когда увидела в школе объявление, решила попробовать себя в тхеквондо. Растяжка благодаря гимнастике для этого уже была и отношения с тренером сразу сложились. Все пошло, как надо, и тогда я перевелась в Первую спортивную школу на ЧМЗ. Там уже было по две тренировки в день, между ними – обычные уроки в школе. Вскоре пришли первые успехи – на Спартакиаде школьников России, потом я попала в юниорскую сборную страны, позднее – в молодежную и взрослую сборную России.
Учеба спорту мешать не должна
– То есть из школы была прямая дорога в УралГУФК?
– Даже если бы мне захотелось поступить в классический университет, тренер настоял бы на поступлении в УралГУФК.
– Почему?
– (Смеется.) Он сказал бы: учеба – это хорошо, но она не должна мешать спорту.
– Сколько времени отнимают сборы, соревнования?
– Наверное, две трети учебного времени. Когда предстоят важные соревнования, подготовительные сборы проводятся как минимум в три этапа. Получается, что около месяца я на сборах и недели на две возвращаюсь к учебе. Потом снова уезжаю.
– Как удается сдавать отчетность в университете?
– Кто-то из преподавателей идет навстречу, спрашивают по минимуму, но такие предметы, как анатомия, приходится учить, здесь не смотрят на то, что ты спортсмен с регалиями... И для самого спортсмена анатомия очень важна, поэтому я учу, мне этот предмет вообще интересен.
– Уже столкнулись с серьезными травмами?
– Была серьезная травма спины, спасли мануалисты и массаж.
– У каждого спортсмена есть свой доктор-волшебник?
– Это да, в спортшколе есть Вера Александровна Еськова – замдиректора спортшколы, которая нас направляет к очень хорошим врачам и массажистам. За спиной теперь приходится следить постоянно, лучше лишний раз на курс массажа сходить...
– Родители после травм не уговаривают бросить большой спорт?
– Мама сильно, конечно, переживает. И всегда напутствует перед соревнованиями: «Главное – возвращайся здоровой»! И, конечно, реагирует на каждый мой синяк.
– Но, когда все только начиналось, она не возражала против тхеквондо?
– Нет. да, она всегда меня поддерживала, на соревнования со мной ездила, утешала, когда я плакала после поражения.
– Сейчас тоже хочется поплакать?
– Я не люблю проигрывать, поэтому очень сильно переживаю. Не могу впустую тратить силы, все время хочется идти только вверх. Иногда после неудачи возникает мысль: все, пора с этим завязывать! Но это только в первый момент, а потом успокаиваешься: без неудач побед не бывает.
– Карьера в спорте – вещь кратковременная, что потом?
– Серьезно пока об этом не думала. Но быть тренером тоже неплохо, может быть, и у меня будут талантливые спортсмены. Хотя тренерская работа тяжела – сужу по тому, сколько сил и энергии тратит на нас Михаил Игоревич.
Крепкий орешек
– В УралГУФКе есть серьезная лаборатория, где спортсменов тестируют на предмет предрасположенности к спортивным успехам, вы такой тест прошли?
– Мы как-то не совпадаем со специалистами: то меня нет, то они в отъезде. Но я люблю этот вид спорта и отношусь ко всему с большой долей ответственности, поэтому все получается.
– Ничто не отвлекает вас от тренировок?
– Соблазнов много – друзья зовут и туда, и туда. Но я – человек упрямый: если уж отдала тхеквондо 11 лет, как я могу все это бросить?! Мне просто совесть не позволит пропустить тренировку, у меня все расписано и никакие посторонние планы не могут в это расписание вторгаться.
– То есть все подчинено борьбе?
– Пока да. Меня не привлекают тусовки, например, в ночных клубах. Я поняла, это не мое.
– Не скучно жить только спортом?
– Нет, мы все время в движении – поездки, сборы, соревнования, общение с нашими и иностранными спортсменами, часто общаемся в Facebook. Правда, во время соревнований мало что удается увидеть в других странах, но кое-что удается – погулять, посмотреть. В Италии погуляли по Риму, в Колизей съездили, Испанию увидела, когда в Корее были на сборах, отдыхали на море.
– Интересно работать с носителями этого вида борьбы?
– Да, с корейцами заметно растешь. Причем работали мы с мальчиками в паре. Считаю, что именно работа с ними дает лучший результат. Потому что удар пацана не сравнить с ударом партнера-девушки, и ты за время таких тренировок получаешь силу, уверенность. Потом на соревнованиях биться с девочками намного легче. Дома у меня спарринг-партнер сейчас тоже мальчик и это много значит, я становлюсь сильнее.
– Есть у вас кумиры среди спортсменов?
– Я из тех, у кого нет кумиров.
Баня для спортсмена – первое лекарство
– На что, кроме спорта, хватает времени?
– Музыку почти постоянно слушаю. Кросс всегда бегу в наушниках. (Смеется.) Мне легче бежится по музыку, все веселее проходит. Комедии очень люблю смотреть, вообще в кино люблю ходить, гулять по городу, бывать на природе.
– Что, помимо кроссов, входит в режим тренировок?
– Мы должны быть физически выносливыми, поэтому и кросс, и тренажерный зал, на скорость работаем, по ступенькам забеги бывают – ассортимент очень большой. (Смеется.) Как-то на сборах мы подумали, что нас готовят в легкую атлетику, все было направлено на выносливость. Сборы проходили в Кисловодске, и мы там так бегали... Ноги становились каменными, мышцы забивались – спасал массаж. Зато потом ты чувствуешь прибавление сил.
– Часто бывают сборы на юге?
– Нет, чаще всего в Москве. Обычно летом проходит сбор восстановительный.
– Как восстанавливаетесь после таких трудов, что помогает кроме массажа?
– После таких тренировок у нас обязательно идет баня – нет ничего лучше этого. Баня, бассейн и массаж – это самый классный релакс.
– Настя, вы, наверное, легко обретаете друзей?
– У меня со всеми на сборах складываются хорошие отношения, со многими ребятами дружу, общаюсь со всеми – команда у нас хорошая, сплоченная.
Не думать о боях
– Как настраиваете себя перед соревнованиями, есть секрет?
– А я не настраиваю себя. Веду себя абсолютно спокойно, как будто никаких соревнований и не будет. А вот когда выхожу на бой, то все мысли сосредоточены на предстоящем: если не я буду бить соперницу, то она меня. Победитель всегда один. На кону победа! Такие мысли заставляют становиться хладнокровной.
– Так учит тренер?
– Да, не думать о соревнованиях, лучше музыку послушать. Нельзя суетиться – просто нужно выйти и сделать то, что ты умеешь. Большего с тебя никто не спрашивает. И неважно – выиграешь или проиграешь, сделай то, чему учился на тренировках.
– Насколько важно единомыслие с тренером?
– Важнее быть ничего не может, особенно когда выходишь на серьезный уровень. Тяжело, если нет взаимопонимания с тренером. Я знаю, каково это, бывало такое раньше. Сейчас у нас полное взаимопонимание.
– Есть случаи, когда ребята уходят от своих тренеров?
– Конечно, есть. И не всегда были правы спортсмены, просто не выдерживали требуемой дисциплины. А она важна в нашем виде спорта. Дисциплина и этикет на первом месте: зашел в зал, поклонись тренеру, флагу; выходишь на бой – поклонись судье и сопернику. Это серьезно. Панибратства не может быть, старшему нельзя перечить – таковы правила восточных единоборств.
– Вы из тех людей, которые могут успешно работать в жестких рамках?
– Для меня это нормально. Мне не трудно жить по правилам, потому что от тхеквондо я получаю огромное удовольствие. И мне этого достаточно.
Правильный настрой
– Сегодня спортсменов часто переманивают в другую команду, в другую страну. Вас, наверное, нелегко переманить?
– Это точно, я уверена в том, что если уйду от своего тренера, то такого результата уже не будет. Мы с ним, как единое целое, он всему меня научил и знает все мои сильные и слабые стороны. Нет, никуда не поеду.
– А в нашей стране вас все устраивает, сегодня часто молодые люди уезжают учиться в Европу, например?
– Я, наверное, не очень требовательный человек в плане комфорта, меня дома устраивает все. Условия в сборной постоянно улучшаются – о нас заботятся, хорошие врачи в сборной... мне все нравится. И в Челябинске спортсменов хорошо поддерживают, Юрий Николаевич Серебренников всегда поддерживает спортсменов и морально, и материально нам министерство помогает.
– Есть у вас какой-нибудь талисман, который вы берете с собой на соревнования?
– Нет, я не верю в талисманы. Я верю в бога.
– Что загадали перед предстоящей олимпиадой?
– Ничего не хочу загадывать – как будет, так и будет. Но буду выкладываться на тренировках на 100%, это все и решит в конечном итоге. А тренер, конечно, ставит высокую планку – наверное, это правильный настрой.